Методическая копилка.

            
Конспект
по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с         использованием здоровье сберегающих технологий на тему: «Веселый колун Клепа учится быть здоровым»
                                                                    
Цель: Формировать представление у детей о здоровом образе жизни.
Задачи:
Образовательные: Активизировать познавательный интерес к окружающему миру; расширить знания о профилактике  «плоскостопия» и « искривления позвоночника» и  простудных заболеваний.

Развивающие: Развивать познавательный интерес к изучению своего здоровья; совершенствовать двигательные навыки и физические качества, укреплять дыхательную систему, развивать интерес к познанию себя, своих возможностей.
Воспитательные: Воспитывать желание быть здоровым, сохранять и укреплять здоровье; уверенность в себе, чувство товарищества, настойчивость в достижении положительных результатов.
Методы, приемы, методики, технологии: информационно – коммуникационная технология, здоровье сберегающая технология;  приемы погружения в игровую ситуацию, дыхательная гимнастика, самомассаж,  релаксация, рефлексия.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие,
Оборудование: Презентация , «Лего» (10 штук), пластиковые тарелочки, коробка с разной обувью, картинки для игрового упражнения «Найди отличие», дорожки для профилактики плоскостопия.

Предварительная работа: Беседа о здоровом образе жизни.

 Ход занятия: 

Эмоциональный настрой.
Воспитатель:  Ребята, у нас сегодня такой прекрасный день! Я очень рада вас видеть, давайте поприветствуем друг друга.
«Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг, крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся и по цепочке, через рукопожатие, передадим наше хорошее настроение друг к другу и внимание».
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в гости к веселому клоуну Клепе. Ну что, ребята пойдем в гости к веселому клоуну Клепе.
Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и пришли  к  Клепе (Стучимся в дверь)
Выходит клоун Клепа, здоровается с детьми (Клепа идет, неуклюже спина сгорблена, плечи опущены, вид больного человека)
Клепа: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки, меня зовут Клепа.
Воспитатель : Здравствуй, Клепа! Что с тобой? Почему у тебя такое плохое настроение?
Клепа: Я не знаю что со мной!
У меня печальный вид
Голова с утра болит.
Я чихаю, я охрип.
Что такое – это грипп?  У меня болит спина!

Воспитатель: Ребята, мы должны Клепе помочь!
Ведь каждый человек имеет право на медицинский уход и на здоровье.
Ты согласен Клепа?
Клепа: Да!
Показ презентации макета позвоночника.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, что это?
Дети: Это позвоночник.
Воспитатель:  Ребята, скажите мне, какой позвоночник?
Дети: Позвоночник ровный, правильный.
Воспитатель: Ребята, на что похож позвоночник?
Дети: На карандаш, столбик, палочку и т.д.
Воспитатель: Ребята, а если мы будем ходить,  как Клепа,  то наш позвоночник будет каким?
Дети: Позвоночник у нас будет искривленный,  неровный, неправильный, согнутый, некрасивый.
Воспитатель: Ребята, какие вы знаете обязанности по сохранению здоровья?
Дети: Выполнять упражнения и следить за тем как мы ходим и держим свою спину. Ребята ,тогда будет красивая походка и не будет болеть спина.
Воспитатель: Ребята, покажем Клепе наши упражнения, которые Клепе помогут. Клепа ты согласен?
Клепа: Ребята, я очень хочу посмотреть, как вы будите выполнять упражнения.
Детьми выполняется игровое упражнение «Ровные спинки» (Обычный шаг с сохранением правильной осанки)

1«Журавлик» Ходьба   с детьми с высоким подниманием бедра (Руки на поясе)
2 «Вырастим большими» Ходьба с детьми на носках (руки вверх, в замке)
3«Мишка косолапый» Ходьба с детьми на наружном крае стопы.
4«Ворубушек» Круги с детьми назад , согнутыми в локтях руками
5«Потягивание» Подняться с детьми  на носки, левая рука в вверх, правая назад.
Клепа (удивленно): Ой! Мне кажется ребята, что мне стало лучше! Спасибо вам! А сейчас, я хочу  вам показать ребята свои удивительные рисунки. Они получились случайно. На днях, я нечаянно наступил в краску и оставил свои следы на листе бумаги.
Вот  они ребята (показывает). Правда, красивые? А у вас ребята такие же рисунки?
Воспитатель: Нет, Клепа, у нас с ребятами  другие рисунки! А почему они получились другими, я тебе сейчас Клепа расскажу.
 (Воспитатель вывешивает картинки с изображением стопы, здоровой и плоской).
 Воспитатель: Вот так, ребята, выглядит здоровая стопа. А вот так плоская(показывает соответствующие картинки).Казалось бы, какой пустяк- небольшая ложбинка на ступне. Но она выполняет очень важную роль: уменьшает нагрузку на кости мышцы и ног и всего позвоночника, когда мы бегаем, ходим, прыгаем. А сейчас  ребята, сравним следы Клепы и наши следы.
Игровое упражнение «Найди отличие»
 Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть иллюстрации с изображением здоровой стопы и плоской.
 Дети находят и называют отличия
Вопросы:
-Почему ты решил, что это здоровая стопа?
-Как ты узнал, что стопа Клепы плоская?
Воспитатель: Ребята, отчего же стопа может стать плоской? Оказывается, многое зависит от неправильной обуви.
Клепа: Ой, правда,  ребята. Я раньше любил ходить в шлепках. А потом вдруг заметил, что мои ноги стали уставать.
Дети: Клепа, ты просто должен сменить обувь!
Дети: Так она должна быть с твердым задником и на небольшом каблучке.
Воспитатель: Ребята, поможем Клепе подобрать удобную обувь? У нас есть обувная коробка. Там лежит различная обувь. Вот ее мы сейчас и разберем.
Игровое упражнение «Подбери правильную обувь»
 Дети рассматривают обувь, рассказывают, почему она не подойдет для Клепы, находят нужную, объясняют почему они так решили.
Клепа примеряет обувь, радуется.
Клепа: Ребята мне так удобно! Ребята, а вам нравится?
Дети: Да.
Клепа: Мне сразу захотелось ребята отправиться в путь.
Воспитатель: Замечательно! Тогда, мы ребята с вами и Клепой отправляемся в путь по волшебной дорожке, на очень необычную полянку! По шершавой, по дорожке проходили наши ножки!
Игровое упражнение «Волшебная дорожка»
Дети идут  в колонне по одному по разнообразным дорожкам, сделанных нетрадиционным способом:  из крышек, конструктора «Лего», камушек, мелкого конструктора.
Воспитатель: А вот и наша полянка! Дети сидят на стульчиках.
Упражнение для стоп.
Наша козочка скакала,                             Дети переступают на месте,
Да ноженьку сломала,                              не отрывая носков от пола.
Правда!
Но скажу тебе по чести:                          Поочередно вытягивают вперед
Ведь нельзя сидеть на месте.                  То одну, то другую ногу и
Правда!
Это всем давно известно                          вращают ступнями ног в правую и
Без игры не интересно.                            левую сторону
Трудно!       
Наша козочка поплачет                           поглаживают ноги снизу вверх      
А поправиться – заскачет.                       прыжки на месте
Чудно!          
Клепа: Молодцы ребята! Какие интересные упражнения вы мне показали.
Я обязательно расскажу о них своим друзьям.
Воспитатель:  Клепа , а хочешь с ребятами  поиграть в игру «Веселый кубик».
Клепа: Конечно, хочу, а вы меня научите ребята?
Дети: Да.
Игровое упражнение «Веселый кубик»
Воспитатель: Ребята, садитесь на стульчики, по кругу, вытянув ноги к центру. Перед каждым из вас лежит кирпичик из крупного лего.  Нужно поднять его. Захватив между стопами, перенести вправо к ногам соседа. Затем также перенести кирпичик, полученный от соседа слева  и т.д. таким образом, кирпичики передвигаются по кругу.
Воспитатель: Егор, покажи  Клепе, как нужно брать кубик и передавать его. Клепа, тебе все понятно? Хорошо, а теперь…..
Дружно кубики берем,
Кубик, захватив стопами,
И по кругу их несем,
Другу  справа отдаем
Клепа: Ой, ребята, как мне понравилась игра «Веселый кубик».
Воспитатель: А, сейчас Клепа чтобы справиться с коварством простуды, будешь  выполнять вместе с ребятами  массаж «Небо-лейка». И массаж  поможет тебе Клепа справиться с коварством простуды.
Клепа:  Обязательно буду выполнять массаж вместе с ребятами, чтобы мне  больше не болеть.
Дети и Клепа выполняют массаж «Небо-лейка»
Воспитатель:

1. Ребята, чтобы стать здоровыми, сильными и крепкими у нас на каждой ладошке волшебные точки, давайте их разотрем;
2.Ребята, чтобы горло не болело, мы погладим его смело (поглаживание шеи сверху вниз)
3. Ребята, чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательными пальцами растирать крылья носа)
4. Ребята, лоб мы тоже разотрем – ладошку держим козырьком ( растирать лоб от центра к краю)
5. Ребята, вилку пальчиками сделай (разжать указательный и средний палец, растирать точки за и перед ушами)
6. Ребята, знаем, знаем – да, да, да, нам простуда не страшна  (растирание ладоней друг о друга)
Воспитатель: Ребята, Клепа, какие вы молодцы!

Дети: Клепа, а еще  главную роль в борьбе с простудой играют физкультура и спорт. Кто регулярно занимается спортом – всегда здоров и весел. Поэтому больше играй на свежем воздухе, только одевайся облегченно, не кутайся, тогда и болеть не будешь. 
Воспитатель: А сейчас  ребята мы  вместе с вами  покажем Клепе, дыхательную гимнастику  и научим  Клепу.

«Подыши одной ноздрей» (по А. Стрельниковой)
• - указательным пальцем левой руки закрываем левую ноздрю,
• - делаем вдох правой ноздрей;
• - правым указательным пальцем правой руки закрыть правую ноздрю;
• - делаем выдох через левую ноздрю
(упражнение повторяется 4 раза)

Воспитатель: Ребята и Клепа, какие вы все молодцы!
Клепа: Ой, ребята, мне так у вас понравилось. Я узнал очень много интересного, и как нужно , заботится о своем здоровье.
 Я всем, всем друзьям расскажу и научу их обязательно.
Воспитатель: Ребята, сегодня Клепа у нас на занятии много узнал о  здоровом образе жизни.
Воспитатель: А чему вы сегодня научились?
Дети: Мы узнали о своем праве на медицинский уход
Дети: Мы узнали о своих обязанностях, чтобы быть здоровыми.
Дети: Мы научились, как правильно заботится о своем позвоночнике и о своих ногах и простудных заболеваниях.
Воспитатель: Верно, ребята! Учились сами и научили нашего нового друга Клепу.
Клепа: А сейчас мне нужно ребята торопиться к своим друзьям, чтобы ничего не забыть.
До свидания, ребята!
(Клепа прощается с детьми и уходит)
Воспитатель: Ребята чтобы , пожелать всем здоровья и счастья, мы проведем еще  одну игру, которая называется «Руки любви».
 Воспитатель: Погладьте ребята себя  по рукам, лицу, груди ,ногам.
Запомните, что вы чувствуете во время поглаживания.
Затем посмотрите  на свои руки и представьте, что это руки не ваши, а того человека, который вас очень любит (мама, папа, бабушка, дедушка).
Этими любящими руками снова погладьте себя и обнимите.
А теперь, вспомните если вас кто-то обидел или причинил боль,
«Руками любви» ласково и нежно снимите эту боль, обиду, уберите в сторону. Ребята обнимите друг друга «Руками любви», и пожелайте  друг другу здоровья.

    



Консультация для воспитателей
 «Использование упражнений на релаксацию в работе
с детьми старшего дошкольного возраста»

Под психическим здоровьем понимается такая динамическая совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведения. Психический компонент здоровья во многом сводится к осознанию человеком своей  функциональной значимости в процессе становления личности и социальной адаптации, при реализации собственных или коллективных потребностей, замыслов и целей.
Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходимо сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающих поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Не внимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишние возбуждения в нервной системе, в которой, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
Как известно эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, так как это повлечет за собой излишнее внимание и негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.
С этой целью в своей работе я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Их можно рассматривать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую систему.
Для удобства применения данных упражнений я классифицирую их по следующим направлениям:
Упражнения на релаксацию со сосредоточением на дыхании:
- «Задуй свечу». Глубоко вздохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «у».
- «Ленивая кошечка». Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка.  Затем резко опустить руки вниз, произнося звук «а».
Упражнения на расслабление мышц лица:
- «Озорные щечки». Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки, затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его, щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.
- «Рот на замочке». Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на «замочек», сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (пожать губы).
Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4-5 с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.
Упражнения на расслабление мышц шеи:
- «Любопытная Варвара». Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выход. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди, затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!
Упражнения на расслабление мышц рук:
- «Лимон». Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сживать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он
Я слегка его сжимаю-
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.
- «Вибрация».
Какой сегодня чудный день!
Прогоним мы тоску и лень.
Руками потрясли.
Вот мы здоровы и бодры.
Упражнения на расслабление мышц ног:
- «Лошадки».
Замелькали наши ножки,
Мы поскачем по дорожке.
Но внимательнее будьте,
Что вам делать не забудьте.
- «Слон». Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с «грохотом» опустить на пол. Двигаясь по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы о пол. Произносить на выдохе «ух!».
Упражнения на расслабление всего организма:
- «Бубенчик». Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звуки колыбельной «Пушистые облачка». «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика.
- «Летний денек». Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.
Я на солнышке лежу,
Но на солнце не гляжу.
Глазки закрываем, глазки отдыхают.
Солнце гладит наши лица,
Пусть нам сон хороший снится.
Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!
Прогуляться вышел гром.
Гремит гром, как барабан.
- «Замедленное движение». Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют , закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно – расслабление приятно!
- «Тишина».
Тише, тише, тишина!
Разговаривать нельзя!
Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать
И тихонько будем спать.
Выполнение таких упражнений очень нравиться детям, так как в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию привести тело к равновесию и гармонии.
Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми, приобретаю уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.



Родительский клуб «Семейная академия»
Тема: «Играем пальчиками и развиваем речь»
   Мастер - класс рассчитан для детей 3-4 лет, а так же для детей с нарушением зрения.
Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах   развития мелкой моторики рук, и закрепление цвета в домашних условиях.
 Предварительная работа:
1.    Организация выставки книг, игр, пособий, направленных на развитие мелкой моторики.
2.    Показ презентации ( дети в процессе выполнения различных пальчиковых упражнений).
3.    Объявление (приглашение) о предстоящем мероприятии
4.    Составление анкеты для родителей.

Ход
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады, вы пришли в наш родительский клуб «Семейная академия». Тема нашего заседания «Играем пальчиками и развиваем речь». С вами сегодня работают воспитатели младшей группы   Ольга Витальевна  и  Наталья Алексеевна
В. Сухомлинский «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?  Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие, за речь и движение пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
      У детей в возрасте от 2-4 лет еще только начинает развиваться речь, память, логическое мышление, для того чтобы способствовать этому развитию необходимо играть с детьми в игры на развитие мелкой моторики рук. Дети очень любят играть в игры  выполненные совместно с родителями, им интересен сам процесс изготовления  игры. Сегодня мы вас приглашаем принять участие на заседании нашего клуба,  на практическую часть в изготовление  дидактической игры «Накорми колобка»
Эмоциональный настрой
Добрый вечер уважаемые родители!
Все скорее встаньте в круг,
Я твой друг ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
 И друг другу улыбнемся!

Пальчиковая гимнастика
«Семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я.
(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)
Вот и вся семья!
(Сжать в кулак и разжать все пальцы одновременно)

Гимнастика для глаз 
«Глазки крепко закрываем»
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем,
И работать продолжаем

Работа с родителями 1 часть
    Цель: Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Оборудование:  не высокие пластиковые баночки с крышечками, самоклеющаяся цветная бумага фасоль.
Изготовление пособия: на крышечке изобразить колобка (или  другого персонажа) из самоклеющейся бумаги. Сделать отверстие во рту канцелярским ножом (удобно вырезать отверстие, если крутить ножом по кругу).
Ход  игры: воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и его нужно покормить. Дети берут из баночки фасоль и кладут в отверстие рта.
Динамическая пауза
«Зайки холодно сидеть»

Зайки холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Лапки вверх

Лапки вниз

На носочках потянись

Лапки ставим на бочок

На носочках скок да скок

А за тем вприсядку. Чтоб не мерзли лапки

А наш заинька горазд, он под прыгнул 10 раз.


Работа с родителями 2 часть
Рефлексия
- Дорогие родители! Большое спасибо, что вы приняли активное участие в нашем родительском клубе. Уважаемые родители, мы надееемся , что вы сегодня узнали много нового, интересного и обязательно станете, постоянными участниками нашего родительского клуба «Семейная академия».  И, пожалуйста, уважаемые родители просим вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшего нашего сотрудничества.



Анкета для родителей-участников встречи в клубе

«Семейная академия»
1.Насколько вы удовлетворены сегодняшней встречей?
(нужное подчеркнуть)
-полностью удовлетворен
-частично
-неудовлетворен
2.Что произвело наибольшее впечатление?
_______________________________________________________________
3.Считаете ли вы целесообразным проведение подобных встреч?
-да
-не знаю
-нет

4.Сохранится ли у вас желание принять активное участие в следующей встрече?
-да

-не знаю
-нет

5.Ваши предложения и пожелания воспитателям: _________________________________________________________

 

 















Комментариев нет:

Отправить комментарий