Опытно – экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста


В соответствии с требованиями ФГОС к основной общеобразовательной программе дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области «Познавательное развитие», направленного на достижение целей развития у детей познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, является - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.     
В 1990-е годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.  Как доказал Н.Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем, долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи, - это широкое внедрение метода, организованного и контролируемого детского экспериментирования дома и в детском саду.
В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений.
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослого. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично экспериментировать, исследовать, проявлять творчество. Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание окружающего мира: рвёт бумагу, бросает мяч, складывает пирамидку; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды  т.д. Всё это - объекты исследования.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии  ребенка в процессе познания действуют все органы чувств.   Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает,  осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет  изучаемый  материал.
 Следовательно,  чем активнее ребенок  трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и   повышается познавательная активность.
 Повышение детского интереса к экспериментированию и использование приобретённых навыков в продуктивной деятельности; проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, умение выделять причинно-следственные связи, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать и экспериментировать; умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею; умение пользоваться инструментами и технологиями; совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.
Цель: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста, через включение в опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
-расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
-знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (стекло, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.);
-формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
-развивать любознательность, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
-создавать предпосылки формирования практических и умственных действий;
-стимулировать развитие самостоятельности и ответственности;
-привлекать родителей к совместной деятельности.

Методы:
1.   Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.
2.   Наблюдения за объектом
3.   Просмотр иллюстраций
4.   Беседа с элементами дискуссии
5.   Познавательный рассказ воспитателя
6.   Чтение художественной литературы.
7.   Проведение опыта, эксперимента.
Работа по организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста строится исходя из следующих принципов:
1.   Принцип научности:
-  предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и   практически апробированными методиками;
-  содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии     и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике     дошкольного образования.
2.   Принцип доступности:
     - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных   возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей           детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;
-предусматривает решение программных задач в совместной деятельности   взрослых и детей, и самостоятельной деятельности воспитанников;
3.   Принцип систематичности и последовательности:
     - обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач        развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
     - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям        применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
   - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных     повторений.
4.   Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
   - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка  дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
      - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
5.   Принцип целостности:
     - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и          непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;
     - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности        педагогов, детей и родителей.
6.   Принцип активного обучения:
 - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой      экспериментальной деятельности детей, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
    - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,      способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
7.   Принцип креативности:
    - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее       сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать      и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных      задач и проблемных ситуаций.
8.   Принцип результативности:
    - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Эксперименты бывают индивидуальные или групповые, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)
По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть различными:
· констатирующие (позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление),
· сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
· обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные.
Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.
        Задача, в поисково-исследовательской деятельности дошкольника, дать возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому научить детей не всему, а главному, не сумме фактов, а уместному их пониманию, постараться дать максимум информации, научить ориентироваться в её потоке. Организовать образовательную деятельность по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребенок является не объектом обучения, а субъектом образования.
 Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в
не изведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – само выражаться.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, трудовую деятельность. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используют педагоги - опыты. Их проводят как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.  Дети с огромным удовольствием участвуют в опытах с объектами неживой природы: песком, снегом, воздухом, водой, камнями, магнитом .Опыты способствуют развитию у детей мышления, логики, творчества, позволяют показать наглядно связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставили детям возможность самим найти ответы на вопросы «как? » и «почему? », дали обильную пищу детскому любопытству и пользуются большой популярностью.
О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную деятельность детей?
·       Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.
·       Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
·       Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
·       Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
·       Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
·       Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.

Взаимодействие семьи и детского сада
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Главные задачи во взаимодействии с родителями:
- установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу общности интересов;
 -  активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;
- формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей можно реализовать в следующих формах: разработать и провести родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме; оформить серию наглядной информации для родителей; провести индивидуальные и групповые консультации; использовать раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций; совместные досуги; обмен опытом.
Для достижения  цели в группе оборудована мини - лаборатория, создана картотека экспериментов,  дидактические игры.
 Давая детям возможность проявлять познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности.



































Комментариев нет:

Отправить комментарий